0.00

Обучение

Предлагаем вашему вниманию обучающие материалы, посвященные самым важным и интересным вопросам экономической безопасности.

Противодействие коррупции среди госслужащих в разных странах

Департамент собственной безопасности МВД РФ прорабатывает вопрос о введении в России такого метода, как «проверка на коррупционную устойчивость» в отношении госслужащих, подобно уже действующей в ряде европейских стран, сообщил РИА Новости руководитель ДСБ МВД России генерал-лейтенант милиции Юрий Драгунцов.

Круг стандартных запретов, ограничений и предписаний для государственных служащих содержится в законах всех развитых стран. Все эти меры зарекомендовали себя как относительно эффективные при условии их строгого исполнения.

Нидерланды

Нидерланды относятся к числу стран с одним из самых низких уровней коррупции. Система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах включает следующие меры:

  1. Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.
  2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.
  3. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики.
  4. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
  5. В наиболее значимых организациях, в частности, в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, задачей которых является выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий.
  6. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.
  7. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются.
  8. Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая вред коррупции.
  9. Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией, обладающая значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
  10. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.
  11. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят расследования.

Германия

В Германии независимо от конкретных специфических функций госслужащим вменено в обязанность исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества. Госслужащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. Актуальная проблема борьбы с коррупцией – соблюдение служебной тайны. В Германии госслужащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе деятельности. Без разрешения госслужащий не имеет права давать показания или делать заявления по таким фактам (делам), даже в суде.

Госслужащему для всякой иной работы, помимо службы, требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешения не требуется лишь для деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях. Государственные служащие не вправе заниматься какой либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.

Подробные предписания о порядке совместительства госслужащих издает федеральное правительство путем принятия постановлений, имеющих законодательную силу. В них определяется, какая деятельность рассматривается как госслужба или приравнивается к ней; вправе ли госслужащий получать вознаграждение за побочную деятельность; какие категории госслужащих обязаны получать разрешения и т.д. Определен предельный размер вознаграждения в календарном году для различных категорий служащих и порядок его исчисления.

Если по прекращении служебных правоотношений госслужащий занимается работой, которая связана с его служебной деятельностью (в последние 5 лет перед окончанием службы), он должен заявить об этом по месту последней службы. Его трудовая деятельность подлежит запрету, если есть опасения, что она наносит ущерб служебным интересам. Запрет выносится последней высшей служебной инстанцией госслужащего и теряет силу по истечении 5 лет с момента окончания служебных правоотношений.

Подробно регламентированы и последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения госслужащими возложенных на них обязанностей. Госслужащий (согласно Уставу федерального дисциплинарного права) считается совершившим служебный проступок, если он виновен в нарушении исполнения возложенных на него обязанностей.

Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни.

США

Законодательство США рассматривает госслужбу «как такую сферу деятельности, из которой исключены какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению долга».

Госслужащие «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использовать такого рода информацию в личных целях». Служащим категорически запрещается в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие. В обязанность служащим вменено докладывать «в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях злоупотреблений и коррупции».

Традиционно ограничены возможности получения дополнительного дохода сверх основной («карьерной») зарплаты. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать «какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей».

В США действуют Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США и Кодекс этического поведения членов Палаты Представителей Конгресса США 1977 г. Действие данных актов распространяется как на членов Конгресса, так и на работников аппарата.
Сенаторы, кандидаты, баллотирующиеся в Сенат (противоречивое, но, надо полагать, эффективное требование), а также чиновники различных рангов, служащие Сената подают декларацию финансового состояния. Подаваться декларация должна ежегодно, а для кандидатов – в течение 30 дней с момента выдвижения кандидатуры.

Декларируется всё, что касается финансовых расходов и доходов за весь прошлый год:

– полный заработок, дивиденды, проценты по вкладам, доходы от движимого и недвижимого имущества, гонорары;
– финансовые и иные доходы, полученные от неправительственных организаций;
– оплата транспортных и связанных с ними расходов;
– подарки, полученные от любых лиц и организаций, в том числе в виде оплаты транспортных расходов, питания, проживания в гостиницах, угощения в ресторанах, различных развлечений;
– финансовые и иные обязательства, задолженности по ним;
– соглашения и договоренности с различными организациями о возможной работе в них или для них и многое другое.

Служащие Белого Дома и других исполнительных ведомств должны предоставлять руководителям своих ведомств следующую информацию:

  1. Список наименований всех корпораций, компаний, фирм и других форм организации бизнеса, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также общеобразовательных и других институтов, с которыми служащий непосредственно или через жену, несовершеннолетних детей или других членов его семьи в настоящий момент имеет дело. Под «делом» в данном случае понимается «любой сохраняющийся финансовый интерес и любые связи» чиновника с этими организациями независимо от того, в каком качестве он выступает.
  2. От чиновника требуется предоставление списка всех его личных кредиторов, кредиторов его жены, малолетних детей и других проживающих вместе с ним членов семьи.
  3. О наличии у всех вышеуказанных лиц недвижимой собственности.

Проверкой занимается специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить расследование. При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности.

В США госчиновники высокого уровня проходят обязательную проверку на полиграфе. Часто это условие закрепляется в должностной инструкции или контракте на работу. Если чиновник или служащий не проходит проверку на детекторе с ним могут даже расторгнуть договор.

Канада

В 1985 г. в Канаде принят Ценностный этический кодекс государственного служащего, содержащий правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения конфликта между их служебными обязанностями и личными интересами. Правила направлены на профилактику коррупционных преступлений, установление четких норм поведения всех государственных служащих в части «конфликта интересов» на госслужбе и после ее оставления, «минимизации возможности их возникновения и разрешения в случае возникновения в интересах общества».

Данный Кодекс состоит из 4 частей. В первой части сформулированы общие принципы поведения, которыми обязаны руководствоваться государственные служащие. Так, государственный служащий обязан делать все необходимое, чтобы исключить реальную возможность возникновения «конфликта интересов», его видимости, а также создания условий для его возникновения.

Канадским государственным служащим не рекомендуется иметь частные интересы, за исключением разрешенных кодексом, которые могут прямо и существенно касаться ведомства, в котором они работают, при условии, что они лично участвуют в осуществлении соответствующих действий. При поступлении на госслужбу служащие обязаны так реорганизовать свои частные дела, чтобы исключить возможность возникновения «конфликта интересов». Если он все таки возник, его следует разрешить в интересах общества.

Государственные служащие не имеют права принимать различные подарки, подношения, стоимость которых может быть выражена в денежной сумме. Им не разрешается отклоняться от своих обязанностей для оказания помощи частным предприятиям или лицам в их делах с правительством, если в результате этого предприятие или лицо получат со стороны последнего предпочтительное отношение к себе по сравнению с другими.

Государственные служащие не вправе сознательно извлекать материальную выгоду из информации, которая еще не обнародована и стала им известна в результате выполнения своих служебных обязанностей. Ни прямо, ни косвенно государственные служащие не должны допускать использование государственной собственности для любых других целей, кроме тех, для которых она официально предназначена. После оставления государственной службы служащие не должны пытаться извлечь какие либо преимущества из факта предыдущего их пребывания на должности.

Вторая часть Кодекса содержит конкретные требования, предъявляемые к повседневной деятельности государственного служащего. Цель этих требований максимально снизить вероятность возникновения «конфликта интересов» и разрешать их в интересах общества. В соответствии с Кодексом государственный служащий в течение 60 дней после назначения на службу обязан представить уполномоченному на то должностному лицу подробный конфиденциальный доклад о своем имуществе и обо всех прямых и существенных обязательствах, способных противоречить его должностным интересам.

Государственный служащий обязан отказываться от подарков, гостеприимства и иных личных материальных выгод в любой форме, которые могут повлиять на принимаемое им решение в рамках служебной компетенции. Более того, он не вправе воспользоваться предлагаемой ему лицами, группами или организациями, ведущими дела с правительственными органами, личной материальной выгодой. Вместе с тем он может их принять, если эти выгоды не выходят за рамки общепринятого в обществе, свидетельствуют об обычной вежливости или гостеприимстве. В случаях, когда невозможно уклониться от несанкционированных подарков, о них следует незамедлительно доложить уполномоченному должностному лицу своего ведомства.

Без разрешения руководства государственный служащий не имеет права предлагать свою помощь любому лицу или организации, если ее оказание не входит в его официальные обязанности.

Третья часть Кодекса содержит требования к поведению служащего после оставления им государственной службы, цель которых – свести к минимуму возможности возникновения у него еще на госслужбе реального, потенциального или явного «конфликта интересов», имея в виду его будущее трудоустройство за пределами госслужбы, извлечения личных выгод из обладания информацией, ставшей ему известной как государственному служащему.

В течение года после оставления службы бывший государственный служащий не имеет права принимать предложения о трудоустройстве в организацию, с которой он в течение года перед увольнением вел дела от имени государственного ведомства; консультировать с коммерческой целью любую организацию, ведущую дела с правительственным учреждением, в котором он ранее работал, либо с учреждением, с которым вел дела от имени правительственного органа в течение года перед увольнением со службы.

Четвертая часть Кодекса устанавливает минимальные отличия в порядке приема на работу и увольнения со службы некоторых категорий государственных служащих, а также определяет права и обязанности сторон в смысле соблюдения правил о «конфликте интересов».

Китай

Основой созданного в Китае механизма борьбы со взяточничеством является Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, которая действует в стране с декабря 1978 года.

В 2007 году было создано Государственное управление по предупреждению коррупции, главой которого была назначена министр контроля Ма Вэнь. В задачи ведомства входят изучение причин возникновения коррупции, анализ методов ее уничтожения, контроль над использованием чиновниками властных полномочий, изучение действующего законодательства с целью исключения из него лазеек, позволяющих администраторам взяточникам уходить от наказания.

Последнее для Китая имеет особое значение. Коррупция здесь порой приобретает столь причудливые формы, что приводит в изумление даже опытных следователей. Именно поэтому Госсовет КНР распространил циркуляр, запрещающий чиновникам получать биржевые акции «в качестве подарков», «покупать дома и автомобили по удивительно низкой цене», «отмывать взятки через азартные игры» и договариваться об устройстве на хорошо оплачиваемую работу после отставки.

Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти Китая. Также в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией усилен контроль за провинциальным звеном партийного и государственного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необходимости следовать линии центра.

Япония

Нормы антикоррупционного характера содержатся во многих национальных законах. Особое значение придаётся запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих. Эти запреты, в частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского чиновника в отношении частного бизнеса как во время службы, так и после ухода с должности.

Японским законодательством установлены строгие ограничения финансирования избирательных кампаний, партий и иных политических организаций, введен жестко регламентированный порядок осуществления пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов, определен порядок отчетности по поступающим к ним и расходуемым ими средствам. Нарушение положений закона влечёт применение санкций, распространяющих своё действие на ответственных лиц как представляющей, так и получающей политические пожертвования стороны, а также на посредников между ними.

В Японии, как и во многих странах, одним из главнейших направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Японским чиновникам гарантирована достойная оплата труда.

Южная Корея

Южная Корея является примером «культуры прозрачности». Здесь с 1999 г. действует программа «OPEN» – онлайновая система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ.

Эталонным назвали и новый закон Южной Кореи «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу с 1 января 2002 года и уже получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны: комитет по аудиту и инспекции (так называется в стране главный антикоррупционный орган) обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.

Сингапур

Центральным звеном в борьбе с коррупцией является постоянно действующий специализированный орган – Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Этот независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура, при этом в Акте о предотвращении коррупции коррупция точно квалифицирована с точки зрения различных форм «вознаграждения». Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Бюро изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных недостатков в системе управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и злоупотреблениям, Бюро рекомендует главам этих отделов принять соответствующие меры.

Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, следование которым предусматривает: 1) привязку оплаты труда государственных служащих к средней заработной плате лиц, успешно работающих в частном секторе; 2) контролируемую ежегодную отчётность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах (в частности, прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчётные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции); 3) большую строгость в делах о коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров; 4) ликвидацию излишних административных барьеров для развития экономики.

РИА Новости www.ria.ru

Моя экономическая безопасность. Как не стать жертвой аферистов от МВД РФ

Брошюра «Моя экономическая безопасность. Как не стать жертвой аферистов» подготовлена с использованием практического материала, собранного сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. В ней содержатся простые рекомендации, соблюдение которых поможет вам не стать жертвой преступников, сохранить ваше имущество, деньги и ценности.

Современные мошенники действуют не только силой, но и хитростью. Каждый год появляются всё более изощрённые мошеннические схемы, регулярно раскрываемые оперативно-разыскными подразделениями ГУЭБиПК МВД России.

Полиция России всегда готова прийти на помощь пострадавшим от действий преступников. Но лучшим способом борьбы с правонарушениями были и остаются правовая грамотность и бдительность граждан. Благодаря этой памятке, вы получите полезную информацию о распространённых схемах мошенничества, научитесь распознавать преступников и избегать их ловушек. Изучите брошюру сами, возьмите её с собой, покажите друзьям и знакомым!

109 признаков неблагонадежности компании в глазах налогового инспектора

Предлагаем рекомендации, разработанные ФНС РФ и разосланные в региональные ИФНС для дальнейшего совершенствования. Секретный Приказ замглавы ФНС РФ Татьяны Шевцовой обобщает 109 типичных признаков недобросовестного налогоплательщика и предписывает создание специальной федеральной электронной базы, где будет содержаться информация о всех «подозрительных» компаниях.

Аббревиатура базы (ЮЛ-КПО) производна от словосочетания: «юридические лица, контролируемые в первую очередь». Большинство признаков вполне закономерны и очевидны, но вот при формулировке отдельных «опций» налоговики явно погорячились. Чего только стоит признак № 23, который приведет в шок 85 % всех российских фирм: регистрация компании в форме ООО уже свидетельствует о подозрительности! Бред, конечно, однако, факт есть факт.
Читать дальше

Признаки фиктивного адреса юридического лица от ВАС

Пленум ВАС назвал признаки недостоверного юридического адреса организации и объяснил судьям, как рассматривать дела о принудительной ликвидации фирмы.

Высший Арбитражный Суд РФ рассказал судам, как рассматривать дела о достоверности юридического адреса организаций. Пленум ВАС принял постановление за номером 61, в котором разъяснил ряд спорных моментов.

В частности, речь идет о разбирательствах, связанных с отказом в государственной регистрации юрлица. ВАС напомнил, что регистрирующий орган может отказать, если подтвердилась недостоверность адреса, и организация не планирует использовать его для получения корреспонденции. Причем ФНС должна мотивировать свое решение, указав конкретные обстоятельства, которые, по ее мнению, свидетельствуют о недостоверности данных. В свою очередь юрлицо, которому отказали в регистрации, не обязано доказывать налоговикам правдивость предоставленной информации.
Читать дальше

Жертвы черных риэлторов

Еще одной уловкой, которой пользуются кредитные мошенники, является оказание брокерских услуг в сфере кредитования. Схема таких махинаций проста: так называемый «кредитный брокер» помогает клиенту в оформлении кредита, выступая его доверенным лицом. Позже брокер извещает клиента об отрицательном решении по кредиту, в то время как решение чаще всего бывает положительным, а сам вместе с его деньгами исчезает из поля зрения обманутого «несостоявшегося» заемщика. Последний об этом узнает уже тогда, когда банк извещает его о просроченных платежах и начисленных на них пени и штрафах.

Фиктивные фирмы с кредитами на подставные лица

Более сложной схемой кредитного мошенничества является организация и функционирование фиктивных фирм. В подобных случаях мошенники организуют какую-либо фиктивную фирму (юридическое лицо), заявленным видом деятельности которой становится «торговля» товарами или услугами, соответствующими сегменту розничного кредитования определенного банка (банков). Далее фирма-однодневка заключает с кредитной организацией договор о том, что последняя будет кредитовать клиентов предприятия на приобретение этих самых товаров и услуг.

После этого фирма для получения займов отправляет в банк данные клиентов, большая часть которых – заранее подготовленная подставная информация. При этом банк перечисляет на счет фирмы денежные средства за якобы купленные ее клиентами товары и услуги в кредит. Поначалу, чтобы не вызвать лишних подозрений, выплаты по кредитам идут регулярно, к тому же часть заемщиков у таких фирм обычно все-таки являются реально существующими клиентами, воспользовавшимися ее услугами.

Но спустя определенное время выплаты прекращаются, а пытаясь разобраться с фирмой, банки выясняют, что подавляющее большинство ее клиентов, как и сама фирма, просто-напросто исчезли или никогда не брали кредиты на самом деле. Такие деяния особенно строго караются законом и за подобные проделки мошенникам могут вменить срок до 10 лет лишения свободы.

Кредит не брал, а данные мои

Несмотря на то, что служба безопасности любого банка уверяет, что оформление кредита по чужим документам практически невозможно, нередко обычные ни в чем неповинные граждане становятся жертвами кредитных мошенников, которые берут займы на их имя. И здесь единственно возможным косвенным доказательством того, что пострадавший действительно не оформлял кредит в банке, является его обращение в полицию с сообщением о факте получения неизвестным лицом займа в банке с использованием действующих или утраченных ранее документов пострадавшего. В подобных случаях в МВД обязаны возбудить уголовное дело, после раскрытия которого, чаще всего, невинно пострадавшее лицо освобождается от всех предъявленных банком обвинений и претензий.

Ситуация 1: Оформление кредита по чужому паспорту

Ситуация 2: Cпециалист по обслуживанию частных лиц в банке, используя свое служебное положение, оформлял на имя потерпевших кредитные карты, с которых затем похищал денежные средства.

Кредит-то взят, но это был не я

К более хитрому виду кредитного мошенничества относятся ситуации, когда мошенники оформляют кредиты в банках, а позже опротестовывают их, заявляя, что это были не они, а на момент оформления кредита – у них и вовсе был утерян паспорт. При этом еще задолго до взятия кредита или во время его оформления мошенники, чтобы заранее себя обезопасить, пишут в полицию заявление об утере паспорта. Получив надлежащую справку, аферисты считают ее стопроцентным алиби, которое впоследствии освободит их от обязательств по выплате кредита. Но у банковской службы безопасности на этот счет есть свое мнение и свои методы, которые непременно позволят доказать причастность клиента к оформлению займа. И уж тут ему одними штрафами, досрочным погашением кредита и испорченной кредитной историей отделаться удастся вряд ли – банк непременно подаст судебный иск.a

Кредит – беру, а вот верну навряд ли

Самым простым способом кредитного мошенничества является ситуация, когда заемщик взял кредит, но возвращать его не собирается. Большинство из таких мошенников рассчитывает на следующее течение событий:

  • Банк попросту простит им долг в виду того, что не смог найти клиента (все мобильные телефоны отключены, адрес изменен), или из-за небольшой величины суммы кредита;
  • Кредитор подаст заявку в суд о взыскании определенной задолженности, и в результате постановления суда в рамках гражданского дела заемщик будет долгие-долгие годы перечислять незначительную часть от своей заработной платы банку в счет погашения задолженности перед последним, а то вовсе будет всю жизнь «безработным».

Однако такие аферисты не учитывают того, что в результате совершения подобных мошеннических действий их имущество может пойти с молотка в счет уплаты долгов. Ну а сами они могут не просто стать «невыездными», но и попасть на скамью подсудимых за совершение уголовного деяния.